химическое соединение нарисованное синим карандашом
Чернильные точки нарисованные синим карандашом

Это следует знать каждому, кто приходит на спецкурс по задачам, а потом на ЕГЭ за высшим баллом.

СПЕЦ-КУРС ПО ЗАДАЧАМ

17 мая 2024
чЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЗАДАЧА ОТ УПРАЖНЕНИЯ.
Если вы решаете задачи ‒ это требует от вас применения имеющихся знаний в новой, незнакомой ситуации. Весь алгоритм заранее неизвестен. Из определенного набора исходных данных вы должны быть получены новые факты, сведения, значения величин.

Уметь решать задачи это ‒ это уметь анализировать условие и находить алгоритм решения.

Если алгоритм выполнения заданий заранее известен, то это упражнения, цель которых – превращение умений в навыки, доведение их до автоматизма.

Понятно, что граница между этими понятиями временная, и то, что для ученика 8-го класса является задачей, ученик 11-го класса выполняет легко, как упражнение, по ранее усвоенному алгоритму решения.

ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
1. Первый этап: Анализ условия задачи.

Анализ химической стороны задачи.

• Понять, какие вещества и процессы описаны в условии, отобразить их формулами и уравнениями реакций.

• Понять, какие именно величины характеризуются числами в условии задачи, ввести нужные обозначения, правильно указать принадлежность величины и анализ ее количественных характеристик.

Анализ количественной стороны задачи должен быть отражен в краткой записи условия.

2. Второй этап: Составление плана решения задачи.

• Отнести задачу к одному из известных ему типов задач и восстановить в памяти алгоритм ее решения, или самостоятельно построить алгоритм решения незнакомой задачи.

3. Третий этап: Выполнение решения задачи.

• Проявить определенный уровень математических навыков, умение преобразовывать формулы, проводить вычисления, округлять, составлять и решать алгебраические уравнения.

4. Четвёртый этап: Осмысление результата.

• Отвечают ли единицы измерения искомой величине?

• Полученное значение – возможным значениям этой величины?

• Соответствуют ли хотя бы по порядку величины значения исходных данных и результата?

5. Пятый этап: Завершение решения

• Формулировка ответа

• В отдельных задачах полученный результат может быть использован для ответа на качественные вопросы (построение формул возможных изомеров и т.п.) или как исходные данные для следующего этапа решения задачи.

ВАЖНЫЕ ТЕРМИНЫ
Выпаривание (упаривание) — процесс частичного удаления растворителя из раствора при нагревании.

Выход реакции —различают практический и теоретический выход. Теоретический выход (ТВ) показывает, сколько можно получить продукта реакции, если исходные вещества (или реагент, который был в недостатке) полностью израсходовались. Он всегда рассчитывается по уравнению реакции.

При проведении синтезов случаются потери целевого вещества: например, что-то просыпалось, улетел газ, пошли побочные процессы. Практический выход (ПВ) показывает, сколько продуктов действительно было получено.

Численно практический выход обычно меньше теоретического.
Если практический выход равен теоретическому, то говорят, что реакция прошла количественно. Отношение практического выхода к теоретическому называют долей выхода от теоретически возможного. Ее обозначают буквой η (читается «эта»).

Кристаллогидраты — кристаллические вещества, содержащие молекулы воды

Ледяная уксусная кислота — безводная уксусная кислота, кристаллизуется при охлаждении.

Навеска — порция образца твёрдого вещества, взвешенная на аналитических весах.

Обжиг — длительное нагревание вещества в присутствии воздуха или кислорода. Если в состав вещества входили окисляющиеся частицы, то произойдёт химическая реакция, например, обжиг пирита. Если окисляться нечему, то произойдёт разложение вещества без изменения степени окисления, например, обжиг известняка.

Олеум —раствор серного ангидрида SO3 в 100%-ной серной кислоте H2SO4. При разбавлении олеума водой протекает химическая реакция: SO3 + H2O = H2SO4
Массовая доля оксида серы (VI) при добавлении воды постепенно понижается, затем образуется 100%-ная серная кислота. При дальнейшем приливании воды будет получаться все более и более разбавленная серная кислота.

Осадок – нерастворимое твёрдое вещество, образующееся в растворе либо в процессе реакции, либо в результате уменьшения растворимости уже растворённого соединения.

Остаток — это индивидуальное вещество или смесь, которые остались в результате химической реакции или разделения веществ.

Чаще всего в задачах говорят о твёрдом остатке в реакциях разложения, сплавления или нагревания в токе газа. Например, «Образец гидрокарбоната кальция частично разложился при нагревании. Полученный твердый остаток растворили в избытке соляной кислоты…»

Плав — Твердый остаток, который образуется в результате сплавления. Плав может содержать только продукт реакции или продукт с остатками исходных веществ.

Порция – точно измеренная часть образца вещества. В порции сохраняется состав смеси: в порции содержатся те же компоненты и в таких же пропорциях, что и в исходном образце.
ωисх.(Х) = ωпорц.(Х)

Например, и в цистерне, и в ведре, и в чайной ложке и будет одинаковая концентрация взятого для задачи раствора.
Абсолютное содержание веществ в порции, выраженное в молях, граммах или литрах, будет меньше, чем в исходном образце.
Если отобрать треть, то в три раза меньше, если пятую часть – то в пять раз.

Если от 800 г раствора отобрать порцию массой 200 г, то в ней будет содержаться в 800: 200 = 4 раз меньше веществ.

Примеси — это вещества, которые содержатся в образце помимо основного компонента. В задачах, как правило, примеси считают инертными. Это означает, что они не реагируют с теми веществами, с которыми взаимодействует основной компонент.

Прокаливание —операция нагревания твердых веществ до высокой температуры с целью: а) освобождения от летучих примесей; б) достижения постоянной массы; в) проведения реакций, протекающих при высоких температурах;

Растворение — это сложный физико-химический процесс, в котором частицы растворяемого вещества так или иначе взаимодействуют с молекулами воды. Когда в задаче появляется фраза «вещество А растворили в воде», важно понимать, записывать ли уравнение реакции или нет.

Растворимость — максимальное количество газа, жидкости или твердого вещества, которое может раствориться при данной температуре в определенной порции воды.
Раствор соединения Х, в котором при данной температуре нельзя растворить дополнительное количество Х, называют насыщенным.

Другими словами, растворимость показывает, в каком соотношении надо взять вещество и воду для приготовления насыщенного раствора. Выражается она обычно в г/100 г воды, но встречаются и другие единицы измерения.

Смесь — это система, состоящая из нескольких веществ, содержание которых может изменяться в широком диапазоне. Смесям не соответствует какая-то химическая формула. Реакция между компонентами смеси или невозможна, или идет только в определенных условиях, чаще всего при нагревании или добавлении воды. Компоненты смеси не обязаны реагировать друг с другом. Если несколько компонентов смеси взаимодействуют с каким-то реагентом, то для каждого компонента записывается свое уравнение реакции.

Сплавление — нагревание в одной емкости смеси веществ.

Фильтрат — жидкость, прошедшая через какой-либо фильтр.

Фильтрование — процесс пропускания раствора с твёрдыми примесями через фильтр.

Если вы хотите учиться с умом и удовольствием, ищете надёжного репетитора по химии, который поможет успешно справиться с экзаменами, обращайтесь.


Телеграм-канал https://t.me/uchihimiyudetka


Сообщество ВКонтакте: https://vk.com/chemicalschool

ОБ АВТОРЕ

Меня зовут Елена Викторовна Зыкова. Я педагог, репетитор, автор учебных пособий по химии и эксперт ЕГЭ и ОГЭ.
С помощью моей методики я стремлюсь создавать стимулирующую и увлекательную среду для ребят. Мне важно поощрять их творческое мышление и практическое применение знаний. В результате мои ученики развивают навыки, необходимые для успешной карьеры в науке и технологиях.
Достижения
Автор 7 сборников задач и упражнений, рабочих тетрадей и справочных пособий
Признана лучшим учителем РФ в рамках национального проекта «Образование»
Более 30 лет преподаю химию и готовлю абитуриентов к поступлению в ВУЗ:
  • 25 лет работы в школе;
  • 14 лет помогаю школьникам сдавать ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ на высокие баллы.