химическое соединение нарисованное синим карандашом
Чернильные точки нарисованные синим карандашом

Неужели один из самых сложных? Попробуем разобраться.

Вопрос 16 ОГЭ
по химии

7 января 2024
Вопрос (прототип 16) ОГЭ по химии, на мой взгляд, один из самых сложных.
«Разве он сложный?» —спросите вы. Давайте рассуждать.

Первое. Содержание вопроса непредсказуемо, как и число правильных ответов.

Второе. Ни в одном учебнике не собраны воедино ответы на все пункты программы.

Третье. Самое важное. Мы делегировали цифровому миру сбор информации о мире реальном.

Мы перестали наблюдать, мы не помним, что какие реактивы (да, именно они) стоят у нас в ванной, на кухне, в аптечке.
Этикетки не читаем (кроме срока годности), а читаем рекламу. Верим ей и не подвергаем критическому осмыслению.

Вспомните, когда последний раз вы рассуждали о природе физических тел и веществ, которые нас окружают? Большинство ответят: «Последний раз никогда».

Итог: почти никакой информации по 16 вопросу ОГЭ у нас нет. А если и есть, запомнить и воспроизвести её крайне затруднительно, ведь она никак не связывается в нашем мозге с практикой и повседневной жизнью.

И алгоритма нет.

И вызубрить почти невозможно.

А экзамен сдавать надо. Поэтому, я попытаюсь циклом статей решить хотя бы одну проблему – отсутствие систематизированной информации по этому вопросу.

Начнём с тем: кодификатора «Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни»
Во многих лабораториях можно увидеть шуточные правила. Интересный вариант «Правил выживания в химической лаборатории» обнаружил во время командировки в Джайпурский университет (Индия) академик Михаил Григорьевич Воронков. С его подачи они были опубликованы в журнале «Химия и жизнь», а затем появились во многих химических лабораториях, вызывая улыбку ветеранов и удивление новичков, нередко воспринимавших их всерьез. Вот эти «Правила».
· Если вы откупорили что-либо – закупорьте.
· Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу.
· Если включили – выключите.
· Если открыли – закройте.
· Если разобрали – соберите.
· Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.
· Если вы пользуетесь чем-либо – верните на место.
· Если вы привели что-либо в беспорядок – восстановите статус-КВО.
· Если вы не знаете, как это действует, ради Бога не трогайте.
· Если не знаете, как это делается, сразу спросите.
· Если не можете что-либо понять – почешите в затылке.
· Если все же не поймете, то и не пытайтесь.
· Если вас это не касается – не лезьте.
· Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию!!!
Правил техники безопасности очень много. Запомнить их сложно. Я попробую помочь вам, отвечая на вопросы, которые встречаются на ОГЭ в прототипе 16.
Все газообразные вещества в лаборатории необходимо получать с использованием вытяжного шкафа.
Вытяжной шкаф применяется для работы с токсичными, взрывоопасными химическими веществами.
Получение сероводорода из сульфидов проводят в вытяжном шкафу
Сероводород ядовит. Вдыхание воздуха с небольшим содержанием сероводорода вызывает головокружение, головную боль, тошноту, а в значительных концентрациях вещество приводит к судорогам, отеку легких и смерти. Запах сероводорода ассоциируется с запахом тухлых яиц, при этом во рту возникает сладковатый металлический привкус. При вдыхании большой концентрации из-за паралича обонятельного нерва запах тухлых яиц перестает ощущаться — это опасно тем, что человек не может адекватно оценить уровень воздействия ядовитого газа на него.
Взаимодействие раствора серной кислоты и щёлочи проводят без использования вытяжного шкафа.
Вытяжные шкафы применяются в том случае, если есть необходимость в работе с особо опасными веществами. Образование паров с сильной концентрацией является с угрозой для жизни человека. В данном случае ядовитых паров не образуется, так как вещества нелетучие.
Легковоспламеняющиеся жидкости запрещено нагревать на открытом огне.
Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) — общее название жидкостей, способных к самовозгоранию либо самостоятельному горению после удаления источника зажигания. Их вообще греть нежелательно.
ЛВЖ: бензин, керосин, ацетон, бензол, спирты и др. органические растворители, скипидар, уайт-спирит и пр.
Легковоспламеняющиеся жидкости, например бензин, разрешается хранить только в холодильнике.
Легковоспламеняющиеся жидкости хранят в толстостенных, снабженных герметичными пробками бутылях, вместимостью не более 1 литра. При этом нужно оставлять незаполненным примерно 10% объёма бутыли.

Бутыли с ЛВЖ, снабжённые большими этикетками с названиями, хранят в специальных металлических шкафах. Эти шкафы, в свою очередь, размещаются вдали от источников тепла и окислителей (хлоратов, нитратов, азотной кислоты, перекисей, перманганатов). Такие шкафы обычно делают из сварной стали. Пространство между двумя камерами (внешней и внутренней) для огнестойкости заполняют воздухом либо специальным изоляционным слоем. В случае пожара шкафы поддерживают внутри безопасную температуру в течение 30 или 90 минут, защищая лабораторию от взрыва.

При получении кислорода термическим разложением перманганата калия необходимо использовать защитные очки.

При добавлении к раствору кислоты гранул цинка необходимо надеть защитные очки.
Очки обеспечивают защиту от летящих частиц и химических брызг. Они применяются при любой работе в лаборатории. Однако, при работе с нетоксичными и не едкими веществами без нагревания, строгой необходимости в защитных очках нет.

При нагревании перманганата калия могут быть летящие частицы. При растворении цинка в кислоте брызг и частиц, как правило, нет.
Все препараты бытовой химии рекомендуется хранить в холодильнике.
Большинство средств бытовой химии нужно хранить при температуре от +5 до +25 ℃, что полностью вписывается в среднестатистическое помещение.
При работе с препаратами бытовой химии, содержащими кислоты, необходимо использовать резиновые перчатки.
Химически стойкие лабораторные перчатки, предназначены для работы с химическими веществами и реактивами. Они изготовлены из специальных материалов, которые обеспечивают высокую степень защиты от воздействия химических агентов. Поэтому их следует применять при любой работе в лаборатории.
Просыпанный на стол порошок оксида кальция запрещается возвращать в исходную ёмкость.
Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.
Для перемешивания растворов в пробирке следует закрыть её горлышко пальцем и встряхнуть её.
При перемешивании веществ в пробирке запрещается встряхивать ее, закрывая отверстие пальцем. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями).
При определении запаха вещества пробирку с веществом надо поднести к носу и глубоко вдохнуть
Задавай себе вопрос,
Но не суй в пробирку нос.
Будешь кашлять и чихать,
Слезы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу,
Вот ответ на все вопросы.
При попадании раствора кислоты на кожу этот участок следует промыть водой и обработать раствором питьевой соды
При попадании кислоты или щелочи на кожу пораженные участки необходимо обильно промывать струей воды в течение 15 - 20 мин., затем пораженную кислотой поверхность обмыть 5% раствором питьевой соды, а обожженные щелочью - 3% раствором борной, уксусной, лимонной кислот.
Для определения наличия кислоты в растворе его следует понюхать и попробовать на вкус.

Твёрдые вещества в лаборатории можно брать руками.
При работе с веществами
Не берите их руками
И не пробуйте на вкус.
Реактивы – не арбуз.
Слезет кожа с языка
И отвалится рука.
Запрещено использовать реактивы, хранящиеся в склянках без надписей.
Хранить реактивы и растворы в таре без этикеток или с надписями на ней, сделанными карандашом по стеклу, запрещается. Если этикетка утеряна, а идентифицировать содержимое не представляется возможным, оно подлежит уничтожению по инструкции.
Стиральные порошки можно использовать для мытья посуды.
Нельзя. В них могут содержаться вредные для здоровья вещества, которые удаляются при длительной стирке, а при кратковременном мытье посуды могут остаться на ее поверхности.
Не рекомендуется употреблять в пищу плодоовощные культуры, выращенные вблизи железных дорог и автомобильных магистралей.
Плоды растений, выращенных вблизи железных дорог и автомобильных магистралей, могут содержать соли тяжелых металлов, поэтому их действительно не рекомендуется употреблять в пищу.
Овощные растения, выращенные с использованием избытка минеральных удобрений, не представляют опасности для организма человека.
Овощные растения, выращенные с использованием избытка минеральных удобрений, могут представлять опасность для организма человека.
Выбросы сернистого газа, образующегося в процессе получения серной кислоты, положительно влияют на здоровье человека, растительный и животный мир.
Выбросы сернистого газа, образующегося в процессе получения серной кислоты, представляют большую проблему и отрицательно влияют на здоровье человека, растительный и животный мир.
Отходы переработки свинцовых руд представляют угрозу для окружающей среды и здоровья человека. Красками, содержащими ионы свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.
Отходы переработки свинцовых руд вредны для окружающей среды и здоровья человека.
Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует выбросить в мусорное ведро.
Чем страшна ртуть? Ртуть – это токсичный жидкий металл, который имеет свойство сильного испарения при повышении температуры.

При разливании ртути из разбитого градусника, нужно вывести из помещения находящихся там людей и животных. Далее нужно закрыть все двери, чтобы пары ртути не проникли в соседние помещения, и открыть окна.

Устранить отравляющее вещество можно лишь путем демеркуризации – удалением ртути стандартным механическим способом, а при невозможности - специальными физико-химическими способами.

Перед сбором, обязательно наденьте резиновые перчатки; для защиты ног от загрязнения - полиэтиленовые пакеты; для защиты органов дыхания – ватно-марлевую повязку, пропитанную раствором соды или смоченную водой.

Тщательно соберите ртуть со всей поверхности в герметичную стеклянную емкость. Самый удобный и безопасный способ – использовать обычный одноразовый шприц, также для сбора подойдёт кисточка и скотч, но ни в коем случае не используйте веник или пылесос. Если сбор происходит продолжительное время, то каждые 15 минут делайте перерыв и выходите на свежий воздух.

Собранную ртуть нужно сдать в организацию, занимающуюся сбором ртутьсодержащих отходов, туда же сдается одежда и материалы, которыми вы пользовались.

После того, как ртуть из разбившегося градусника собрана, необходимо обработать место разлива ртути концентрированным раствором марганцовки и (или) хлорной извести. Это окислит ртуть и приведет ее в нелетучее состояние.
Серную кислоту следует растворять в горячей воде.
Это экзотермический процесс и греть воду не надо, она сама закипит. Не забудьте лить кислоту в воду, а не наоборот. «Лей кислоту поверх воды, а то не избежать беды»
Горящий натрий можно тушить водой.
Нельзя использовать воду при тушении горящих металлосодержащих соединений, щелочных металлов, таких как натрий, калий.

Натрий и калий можно тушить аргоном и азотом. Аргон эффективнее, поскольку существенно тяжелее воздуха. Диоксид углерода непригоден для тушения натрия и калия, однако углекислотным огнетушителем можно успешно потушить горящий растворитель в присутствии натрия.
Выхлопы автомобилей, работающих на бензине, негативно сказываются на состоянии атмосферы.
Основными токсичными компонентами выхлопных газов двигателей являются оксиды углерода, азота и углеводорода. Кроме того, с выхлопными газами в атмосферу поступают предельные и непредельные углеводороды, альдегиды, канцерогенные вещества, сажа и другие компоненты.
Самый вредный компонент выхлопных газов — углекислый, так как это парниковый газ.
В выхлопном газе много различных вредных компонентов, и углекислый газ — не самый вредный из них.
Оксиды азота образуются при взаимодействии автомобильного топлива с азотом воздуха.
Оксиды азота не образуются при взаимодействии автомобильного топлива с азотом воздуха, ведь азот — крайне мало реакционноспособное вещество.
Повышенное содержание в замкнутом пространстве оксида углерода (II) не является угрожающим фактором для здоровья человека.
Оксид углерода (II) — угарный газ, крайне токсичен. Образует комплекс с гемоглобином, тем самым блокируя процессы транспортировки кислорода и клеточного дыхания.
Производство цемента и других строительных материалов относят к источникам загрязнения атмосферы.
Производство цемента сопровождается поступлением в окружающую среду твердых и газообразных загрязняющих веществ (цементной и другой минеральной пыли, сажи, ртути, сернистого ангидрида, различных углеводородов, ванадия, марганца, аммиака и др.).
Витамин С можно потреблять в неограниченном количестве. Хранить и принимать витамины можно в течение неограниченного периода времени. Хранение витаминов требует строгого соблюдения указанных в инструкции правил. Рекомендации по приему индивидуальны для каждого типа витаминов.
У любого вещества, тем более у витамина есть нормы потребления, поэтому витамин С нельзя потреблять в неограниченном количестве. Витамины со временем могут окисляться на воздухе или претерпевать другие химические изменения, поэтому у них есть срок годности.

Любые инструкции хранения написаны на основе изучения свойств веществ и возможности их употребления через какое-либо время или в определенных условиях, поэтому хранение витаминов требует строгого соблюдения указанных в инструкции правил. Для каждого типа витаминов существуют индивидуальные рекомендации по их приему.

Если вы хотите учиться с умом и удовольствием, ищете надёжного репетитора по химии, который поможет успешно справиться с экзаменами, обращайтесь.


Телеграм-канал https://t.me/uchihimiyudetka


Сообщество ВКонтакте: https://vk.com/chemicalschool

ОБ АВТОРЕ

Меня зовут Елена Викторовна Зыкова. Я педагог, репетитор, автор учебных пособий по химии и эксперт ЕГЭ и ОГЭ.
С помощью моей методики я стремлюсь создавать стимулирующую и увлекательную среду для ребят. Мне важно поощрять их творческое мышление и практическое применение знаний. В результате мои ученики развивают навыки, необходимые для успешной карьеры в науке и технологиях.
Достижения
Автор 7 сборников задач и упражнений, рабочих тетрадей и справочных пособий
Признана лучшим учителем РФ в рамках национального проекта «Образование»
Более 30 лет преподаю химию и готовлю абитуриентов к поступлению в ВУЗ:
  • 25 лет работы в школе;
  • 14 лет помогаю школьникам сдавать ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ на высокие баллы.